Военнопленный Яков Иосифович Джугашвили (Сталин), июль 1941 года


Яков Иосифович Джугашвили (18 марта 1907 — 14 апреля 1943 года, концлагерь Заксенхаузен) — старший сын И. В. Сталина. Погиб в Великой Отечественной войне, в немецком плену.


С 24 июня 1941 года Яков находился на фронтах Великой Отечественной войны: командир 6-й артиллерийской батареи 14-го гаубичного полка 14-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса 20-й армии, старший лейтенант. За бой 7 июля 1941 у реки Черногостница под Сенно Витебской области наряду с другими бойцами представлен к правительственной награде.

В июле 1941 года части 16-й, 19-й и 20-й армии попали в окружение под Витебском.

16 июля 1941 года при выходе из окружения возле города Лиозно Яков Джугашвили пропал. Согласно трёхстраничному рапорту бригадного комиссара Алексея Румянцева, его безуспешные поиски продолжались до 25 июля.

Первый допрос взятого в плен Якова Джугашвили состоялся 18 июля 1941 года. Оригинальный протокол был найден после войны в архиве министерства авиации в Берлине и находится сегодня в Центральном архиве министерства обороны в Подольске. В ходе допроса Яков заявил, что он с гордостью защищал свою страну и её политическую систему, но в то же время он не скрывал своего разочарования действиями Красной армии.

Скитания Якова Джугашвили по немецким лагерям продолжались почти два года. Сначала он находился в Хаммельбурге. Весной 1942 года его перевели в Любек, а затем в Заксенхаузен.

Существует версия, что после поражения под Сталинградом немецкое командование якобы хотело обменять его на фельдмаршала Паулюса, взятого Красной Армией в плен, и Сталин ответил на это: «Я солдата на фельдмаршала не меняю!» Однако документальных подтверждений этого не найдено.

Светлана Аллилуева вспоминает в книге «Двадцать писем к другу»:

Зимой 1943-44 года, уже после Сталинграда отец вдруг сказал мне в одну из редких тогда наших встреч: «Немцы предлагали обменять Яшу на кого-нибудь из своих... Стану я с ними торговаться! Нет, на войне как на войне».

Вечером 14 апреля 1943 года Яков Джугашвили выпрыгнул из окна барака № 3 особого лагеря «А» при концентрационном лагере Заксенхаузен и с криком «унтер-офицер, унтер-офицер, пристрелите меня!» бросился на проволоку. Часовой, роттенфюрер СС Конрад Хафрих открыл огонь на поражение. На следующий день состоялось вскрытие. Согласно протоколу, пуля попала в голову в четырёх сантиметрах от правого уха и раздробила череп. Но смерть наступила раньше — от поражения электрическим током высокого напряжения. Труп был сожжён в крематории лагеря. Вскоре после этого урна вместе с результатами расследования и свидетельством о смерти была отправлена в главное управление имперской безопасности.

В конце войны Сталину доставили свидетельства солагерников сына. Позже были получены показания коменданта лагеря и охранника, которые свидетельствовали о достойном поведении Якова в плену. Возможно, под влиянием этой информации Сталин смягчил свое отношение к сыну и даже стал проявлять некоторую заботу о его дочери, своей внучке.

— Можно ли сейчас внести ясность в судьбу старшего сына И. В. Сталина, который по одной из версий погиб в бою, а по другой — в немецком плену?
— Да, можно. В настоящее время рассекречены архивные документы, которые вносят ясность в этот вопрос.

Так, из протокола допроса немцами военнопленного, старшего лейтенанта Якова Иосифовича Джугашвили следует, что он 16 июля 1941 года в районе Лясново попал в плен в должности командира батареи 14-го гаубичного полка, приданного 14-й танковой дивизии. Также из документов следует, что Джугашвили в период с апреля по июнь 1942 года содержался в лагере военнопленных около города Хаммельбург в Северной Баварии. Вёл себя мужественно и достойно. Наконец, в архиве хранится докладная записка заместителя министра внутренних дел СССР Ивана Александровича Серова министру внутренних дел Сергею Никифоровичу Круглову от 14 сентября 1946 года, в которой говорится, что на основании допросов коменданта и командира батальона охраны концлагеря Заксенхаузен было выяснено, что в марте 1943 года Джугашвили был переведён в этот концлагерь и содержался в особом лагере «А». Держал себя независимо и замкнуто, даже с некоторым презрением к администрации лагеря, ни с кем не разговаривал. В конце 1943 года, находясь на прогулке около барака, Джугашвили отказался выполнить требование зайти в барак и направился через нейтральную тропу к проволоке. После окрика часового Яков стал ругаться, разорвал ворот гимнастерки и закричал часовому: «Стреляй!». Часовой выстрелил в голову и убил Джугашвили.