Глаз Рейха, немецкая пропаганда в фотографиях 1939-1942 гг. (1939 год)


Национал-социалистическому правительству, несмотря на существование глубоких традиций прусско-германского милитаризма, потребовалась многолетняя трудоемкая работа, чтобы еще раз на протяжении четверти столетия мобилизовать население Германии на ведение войны, которая в соответствии с военными целями Гитлера должна была снова перерасти в мировую войну.




Весной и летом 1939 г. пропаганда полностью перестраивается на подготовку войны. Теперь на первый план выдвигается следующее: во-первых, утверждение о том, что Германия окружена враждебными государствами, - такого рода пропаганда велась еще накануне 1914 г. для мобилизации населения на поддержку войны; во-вторых, заблаговременное перекладывание вины на другие государства на тот случай, если последние не будут готовы удовлетворить германские притязания на расширение жизненного пространства.



Для стимулирования среди немецкого населения чувства опасности нацистская пропаганда стала утверждать, что в Англии засели злобные поджигатели войны, стремящиеся зажать Германию в железное кольцо. Англия, Франция и США представляют интересы "мирового еврейства", "мировой демократии" и тем самым "мирового большевизма". Цель этой кампании по формированию образа врага была совершенно ясна: немцы должны были поверить в то, что они находятся в такой же ситуации, что и в 1914 г., будучи со всех сторон окружены враждебно настроенными соседями и конкурентами, жаждавшими войны, готовыми напасть на миролюбивую Германию.



Борьба против тех пунктов Версальского договора, которыми вина за развязывание войны возлагалась на вильгельмовскую Германию, начиная с 1919 г. входила в пропагандистский арсенал германских националистов и велась под лозунгом разоблачения лжи о "военной вине". Нацистская пропаганда вновь взяла его на вооружение, но в несколько измененном виде, с тем чтобы в канун военного столкновения подготовить себе плацдарм, возложив на вероятных противников - прежде всего на Великобританию, Францию, а затем и США - вину за развязывание войны. Поскольку война - а об этом знали нацистские вожди, несмотря на все прилагавшиеся усилия по психологической мобилизации масс, - оставалась, как и прежде, непопулярной, следовало немедленно в профилактических целях совершенно четко разъяснить, что Германия движется навстречу оборонительной войне. Могли ли быть таким образом правдоподобно завуалированы ее собственные агрессивные планы?



С мая 1939 г. Гитлер выжидал подходящего повода для нападения на Польшу. Поскольку сам по себе такой повод не возникал, Гитлер приказал в конце августа инсценировать нападение поляков на немецкую радиостанцию в Гливице, чтобы иметь возможность представить свои собственные шаги как оборонительные действия. Предварительно была развернута ожесточенная антипольская пропагандистская кампания, которая велась в течение всего августа и имела задачей подготовку почвы для нападения путем распространения измышлений о зверских актах насилия в отношении проживающих там немцев. Она преследовала цель представить насильственные действия Германии как необходимые и даже неизбежные.
Нападение германского вермахта на Польшу 1 сентября 1939 г. немецкая пропаганда назвала "контрударом". Мы всего лишь "вели ответный огонь", - утверждал Гитлер. После того как за германской акцией последовало объявление Англией и Францией войны, было совершенно естественным, что нацистская пропаганда в продолжение уже давно проводившейся линии распространила версию, согласно которой Германия вела навязанную ей, а потому справедливую войну. Тем самым целеустремленно проводившаяся с 1933 г. обманная пропаганда в своем развитии достигла зенита.