Монументальной пропаганде уделялось очень большое внимание в нацистской Германии. Идеально сложенные бронзовые или гипсовые юноши и девушки были наглядным воплощением "арийского" эталона красоты - настоящий человек, представитель высшей расы, должен выглядеть именно так. Источником вдохновения для немецких скульпторов служили работы мастеров античности и эпохи Возрождения.
В полной мере монументальную пропаганду нацисты использовали во время Летних Олимпийских Игр 1936 года, проводившихся в Берлине. С участия в конкурсе, приуроченным к этим играм, началась карьера Арно Брекера (1900-1991), ставшего впоследствии придворным скульптором Гитлера, а после войны оставшегося самым высокооплачиваемым скульптором в Западной Германии.
Брекер родился в 1900-м году в городе Эльберфельд в семье каменотеса. Окончив городское ремесленное училище, поступил в Дюссельдорфскую академию художеств, а во второй половине двадцатых годов перебрался в Париж, где учился у многих известных скульпторов тех лет. В ноябре 1933 года будучи молодым, но уже известным скульптором, приехал в Берлин - он догадывался, что в новой Германии его классический монументальный стиль будет востребован. И не ошибся - на отсутствие заказов жаловаться не приходилось. Но "звездный час" Брекера пробил в 1936 году, когда он принял участие в конкурсе на оформление Имперского спортивного поля и Олимпийского стадиона в Берлине. Его статуя "Десятиборец" получила серебряную медаль от Международного Олимпийского Комитета. А кроме того, он лично познакомился с Адольфом Гитлером и Альбертом Шпеером - придворным архитектором фюрера. Вкусы Брекера и его новых знакомых в области искусства полностью совпадали. И теперь Брекер был обеспечен заказами на годы вперед. Среди его работ, например, статуи "Партия" и "Вермахт", установленные у входа в Рейхсканцелярию, а статуя "Прометей" украсила двор Министерства Пропаганды и Просвещения. А кроме того, он делал бюсты фюрера и его приближенных. А еще он удостоился профессорского звания, "золотого партийного значка" (для этого пришлось вступить в партию), стал учредителем общества с ограниченной ответственность «Скульптурные мастерские Арно Брекера», лауреатом всех престижных премий Германии и Италии, членом жюри престижных конкурсов и т. д. и т. п. В своих воспоминаниях он рассказывает о ... встрече с советским наркомом иностранных дел Вячеславом Молотовым, в ноябре 1940 года во время визита Молотова в Берлин. Судить об этой встрече мы можем только со слов Брекера, но он утверждает что советский нарком приглашал его поработать в Советском Союзе.
В годы войны Брекер был занесен в официальный «список наделенных божественным даром», а присутствие в этом списке освобождало от необходимости отправляться на фронт.
Большая часть работ Брекера благополучно пережила войну. А сам Брекер остался востребованным скульптором. В 1948 он прошел процесс денацификации - его признали всего лишь попутчиком и приговорили к символическому штрафу в 100 марок. На государственные заказы теперь рассчитывать не приходилось, но его заказчиками стали высшие деловые круги
В 1949 году Брекер обосновался в Дюссельдорфе, где его заказчиками стали представители высших деловых кругов Западной Германии. К началу 1950-х годов Брекер снова стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых скульпторов. Он выполнил также портретные бюсты Жана Кокто (1963), Жана Маре (1963), Людвига Эрхарда (1973), Сальвадора Дали (1975), Конрада Адэнауэра (1979), Эрнста Юнгера (1982), Петера Людвига и Ирены Людвиг (1986).
В 1960 году он открыл ателье в Париже, а в 1980—1985 под Кельном был создан «Музей Арно Брекера». Брекер скончался 13 февраля 1991 года в Дюссельдорфе.
В полной мере монументальную пропаганду нацисты использовали во время Летних Олимпийских Игр 1936 года, проводившихся в Берлине. С участия в конкурсе, приуроченным к этим играм, началась карьера Арно Брекера (1900-1991), ставшего впоследствии придворным скульптором Гитлера, а после войны оставшегося самым высокооплачиваемым скульптором в Западной Германии.
"Партия" и "Верность" - статуи Арно Брекера в парадном дворе Рейхсканцелярии |
В годы войны Брекер был занесен в официальный «список наделенных божественным даром», а присутствие в этом списке освобождало от необходимости отправляться на фронт.
Большая часть работ Брекера благополучно пережила войну. А сам Брекер остался востребованным скульптором. В 1948 он прошел процесс денацификации - его признали всего лишь попутчиком и приговорили к символическому штрафу в 100 марок. На государственные заказы теперь рассчитывать не приходилось, но его заказчиками стали высшие деловые круги
В 1949 году Брекер обосновался в Дюссельдорфе, где его заказчиками стали представители высших деловых кругов Западной Германии. К началу 1950-х годов Брекер снова стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых скульпторов. Он выполнил также портретные бюсты Жана Кокто (1963), Жана Маре (1963), Людвига Эрхарда (1973), Сальвадора Дали (1975), Конрада Адэнауэра (1979), Эрнста Юнгера (1982), Петера Людвига и Ирены Людвиг (1986).
В 1960 году он открыл ателье в Париже, а в 1980—1985 под Кельном был создан «Музей Арно Брекера». Брекер скончался 13 февраля 1991 года в Дюссельдорфе.
"Партия" крупным планом
"Вермахт" крупным планом
Арно Брекер. Решительность. Конец 1930-х годов.
Арно Брекер. Эос. 1939.
Арно Брекер. Триумф. Конец 1930-х годов.
Арно Брекер. Бюст фюрера
Арно Брекер. Бюст Геббельса
Арно Брекер. Товарищи. 1940
Арно Брекер. Знамя
Арно Брекер. Орфей и Эвридика
Арно Брекер. Жертва
Арно Брекер. Аполлон и Дафна. 1940
Арно Брекер. К цели!
Арно Брекер. Мститель. 1941
Арно Брекер. Прощание с Родиной
Арно Брекер. Ты и я. 1940
Арно Брекер. Прометей
Арно Брекер. Победитель
Арно Брекер. Психея
Арно Брекер. Фрау Борман
Арно Брекер. Фрау Шпееер
Арно Брекер. Альберт Шпеер
Арно Брекер. Рихард Вагнер
Арно Брекер. Александр Великий
Арно Брекер. Победа. 1936
Арно Брекер. Раненный
Арно Брекер. Грация. 1937
Арно Брекер. Идущая. 1937
Арно Брекер. Молодая Европа. Эта скульптура - образец позднего творчества автора. 1980 г.